Департамент экономического развития
Воронежской области
Вопросы и ответы
Главная / Департамент / Вопросы и ответы

Экономика

Вопрос : 
Какое отражение находит динамика развития Воронежской области в общенациональных комплексных оценках развития регионов страны?
Ответ:

Ежегодно Министерством регионального развития оценивается эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.08.2012 № 1199. Данная оценка эффективности направлена на отражение характеристики конечных результатов в ключевых сферах деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий для сбалансированного социально-экономического развития соответствующих территорий, в том числе как основной критерий уровня гражданской поддержки и одобрения данной деятельности. За последние два года Воронежская область по оценке эффективности занимает 3 и 4 места среди субъектов РФ. Для  сравнения  - наши ближайшие соседи Курская,  Белгородская и Липецкая области занимают соответственно 9, 11 и 30  места.  

При этом немаловажно, что область обеспечивает  лидерство по ключевым показателям экономического развития, являющимися основой для дальнейшего развития экономики региона и повышения качества жизни его жителей. Так, область  входит в число крупнейших региональных экономик с ростом инвестиций, значительно превышающим среднероссийский. На основе опережающего роста экономики обеспечен  ежегодный рост собственных доходов регионального бюджета с темпами, превышающими общероссийскую динамику. Воронежская область обеспечивает  лидирующие позиции по таким важным показателям уровня жизни населения, как реальные денежные доходы населения и уровень безработицы.

Растет уровень доверия жителей области к деятельности региональных властей. По уровню доверия граждан к органам исполнительной власти  Воронежская область занимает 23 место в стране, а губернатор области А.В.Гордеев входит в десятку  лучших глав субъектов страны.  

Два последних года Правительством РФ, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276, выполняется рейтинговая оценка регионов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. В связи с социально-экономическими различиями регионов для составления рейтинга субъекты разделены на 3 группы (по наличию промышленных «гигантов», крупных транспортных центров, численности населения и т.п.).  Воронежская область в своей группе и по итогам за 2012 и за 2013 годы  достигла лучших результатов – 1 место.

Деятельность страховых компаний

Вопрос :
Страховая компания нарушает мои права. Не могу оформить и получить полис ОСАГО. Что делать?
Ответ:

Вопросы контроля и надзора в сфере страховой деятельности федеральным законодательством отнесены к компетенции Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).

Таким образом, при возникновении у граждан вопросов, связанных с нарушением страховыми компаниями действующего законодательства, граждане вправе обратиться по компетенции в адрес департамента страхового рынка Банка России по почте   (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12), направить письменное обращение по факсу  (495) 621-64-65,(495) 621-62-88 или через Интернет-приемную (сайт: www.cbr.ru). Как правило, применение в отношении страховой компании мер страхового надзора возможно лишь в случае документального подтверждения факта отказа страховой компанией предоставления потребителю соответствующих услуг.

Кроме того, если страховая организация нарушает права граждан и не выполняет свои обязательства, предусмотренные публичным договором, граждане вправе обратиться в суд (п.4 ст.445 ГК РФ, ст.35 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст.11 ГК РФ).

Вклады и компенсации по вкладам

Вопрос : 
Помогите получить вклад и компенсацию по вкладу, открытому 1980-1990 гг. в Сбербанке.
Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 10.05.1995г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения во вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991г. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение сумм компенсации, виды компенсационных выплат и их размер ежегодно утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, а правила проведения компенсации – постановлением Правительства Российской Федерации по данному вопросу. По всем возникающим вопросам, касающимся получения вклада и компенсации по вкладу, открытому в 1980-1990г.г., необходимо устно или письменно обращаться в любое структурное подразделение Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России».

Платежи по кредиту

Вопрос :
В связи с тяжелым материальным положением не могу осуществлять платежи по кредиту. Помогите решить проблему c Банком.
Ответ: 

В соответствии со статьей 9 Федерального Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, то есть  неправомочны оказывать влияние на принятие банком решения об изменении условий кредитования. В соответствии с заключенным кредитным договором,  заемщик обязан возвратить банку сумму кредита и проценты. Реструктуризация долга, т.е. изменение сроков и размеров платежа, возможна только по соглашению с банком. Если банк на это не соглашается, это его право.

Граждане при условии наличия споров и разногласий, по которым не могут достигнуть договоренности с кредитной организацией, в соответствии с действующим законодательством вправе:

- обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке взыскания задолженности, указав на свое тяжелое имущественное положение (в том числе временное), с приложением соответствующих доказательств (в том числе расчета своих доходов и расходов на содержание себя и нетрудоспособных членов своей семьи и пр.);

- в соответствии со статьей 333 Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с ходатайством о снижении размера взыскиваемой пени за неуплату кредита и процентов по кредиту в связи с тяжелым материальным положением (приложением соответствующих доказательств).

В Центрально-Черноземном банке ОАО «Сбербанк России» предусмотрено предоставление потребительского кредита на рефинансирование, то есть в целях погашения задолженности по кредитам, взятым в других коммерческих банках.  Банк при рассмотрении заявки о предоставлении гражданину кредита изучает финансовое положение, залоговые возможности и иные существенные аспекты, важные при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита. Граждане вправе обратиться в любое структурное подразделение ОАО «Сбербанк России» для получения информации об условиях получения данного вида кредита.

Налогообложение и налоги

Вопрос:
Когда в Воронежской области запланирован переход на исчисление налога на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объектов?
Ответ:

Федеральным законом от 4.10.2014 № 284-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 32 «Налог на имущество физических лиц», где определено, что налоговой базой для исчисления налога является кадастровая стоимость объекта налогообложения и признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

С целью смягчения социальных последствий для граждан и обеспечения доходной части бюджетов муниципалитетов Законом установлен пятилетний переходный период до 1 января 2020 года.

В правительстве Воронежской области принято решение, что за 2015 год исчисление налога на имущество физических лиц будет осуществляться по ранее действующему порядку на основании инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

С 2016 года Воронежская область планирует перейти на исчисление налога на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта.

 Основной задачей, которую необходимо решить органам местного самоуправления в течение 2015 года, это проведение анализа изменения кадастровой стоимости объектов относительно инвентаризационной и установление обоснованных ставок налога с учетом недопущения резкого увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Вопрос:

Предусмотрены ли в Воронежской области, какие либо льготы по уплате транспортного налога для многодетных семей?
Ответ:

Законом Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» освобождается от уплаты транспортного налога один из родителей (законных представителей) в семье, воспитывающей пять и более несовершеннолетних детей, на которого в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.

Налоговые льготы предоставляются в отношении одного транспортного средства на усмотрение владельца.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Вопрос:

В отношении каких видов экономической деятельности снижена ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?
Ответ: 

В соответствии с законом Воронежской области от 05.04.2011 № 26-ОЗ «Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков» установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих виды деятельности в соответствии со следующими разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1):

раздел D «Обрабатывающие производства»;

раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

раздел К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (класс 73);

раздел О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (класс 90).

Вопрос:

Получил налоговое уведомление по земельному налогу за 2013 год в 2014 году. В этом же уведомлении исчислен налог за 2011-2012 годы. Правомерно ли это?
Ответ:

Да, правомерно. Статьей 397  Налогового кодекса предусмотрено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Следует учитывать, что аналогичные сроки взыскания налога установлены и для других имущественных налогов с физических лиц (транспортный налог, налог на имущество физических лиц).

Вопрос:

Какие льготы предусмотрены по земельному налогу для граждан (физических лиц)?
Ответ:
Для  Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации полных кавалеров ордена Славы, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов с детства,  лиц, которые имеют I группу инвалидности и II  группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база  по налогу на землю уменьшается на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей  на одного налогоплательщика.
 

Ипотека

Вопрос:
Какая форма государственной поддержки существует в Воронежской области в части ипотечного кредитования? Кто имеет право на  получение такой поддержки и каков ее размер?
Ответ:

На сегодняшний день одним из наиболее реальных способов решить свою жилищную проблему является использование собственных средств и средств, привлечённых за счёт ипотечного жилищного кредитования.  Для повышения доступности жилья и поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, создана государственная программа Воронежской области "Оказание государственной (областной) поддержки в приобретении жилья с помощью ипотечных кредитов и займов отдельным категориям граждан" подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 25.12.2013 N 1162 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области".  В рамках данной программы осуществляется субсидирование отдельных категорий граждан на оплату части первоначального взноса за приобретаемое жилье либо на оплату части основного долга по ипотеке.

Право на получение субсидии по ипотечному жилищному кредитованию по программе имеют отдельные категории граждан, к которым относятся молодые и многодетные семьи.

Основным и обязательным условием получения субсидии по государственной программе является нуждаемость в улучшении жилищных условий. К ней относится отсутствие необходимой  для проживания площади, либо ее наличие менее учетной нормы, проживание в коммунальных квартирах, общежитиях.

Дополнительным требованием является постоянное проживание на территории Воронежской области более 1 года,   возраст до 35 лет, а также наличие стажа работы в соответствии с полученной квалификацией.

Стоит учесть, что за счет средств областного бюджета субсидия молодой семье на приобретение квартиры предоставляется только один раз.

Размер субсидии при ипотечном кредитовании зависит от количества детей в семье заявителя. Молодая семья, не имеющая в своем составе детей, имеет право на получение поддержки в размере одной пятой от расчетной стоимости жилого помещения. Для семей-претендентов с одним ребенком размер такой выплаты  составит уже от 20 до 30%. Для многодетных семей и семей с двумя детьми процент субсидирования увеличивается до 40%.

Вопрос:

Может ли банк в одностороннем порядке изменять процентную ставку по ипотеке?
Ответ:

 Возможность со стороны банка изменить процентную ставку по ипотечному кредиту определяется  кредитным договором, а точнее условиями, которые прописаны в нём. Все изменения процентных ставок должны быть изначально зафиксированы  в кредитном договоре:  в зависимости от конкретно указанных обстоятельств банк оставляет за собой право изменить процентную ставку при наличии в договоре такой возможности.

 Таким образом, банк  имеет право изменить процентную ставку в случаях, если в кредитном договоре есть пункт, предполагающий возможность повышения процентной ставки, или в кредитном договоре предусмотрена нефиксированная (плавающая) процентная ставка.

 В статье 29 ФЗ № 395-1 "О Банках и банковской деятельности" указано, что кредитная организация не имеет право в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и порядок их определения за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договоренности с клиентом. Договоренность с клиентом - это и есть кредитный договор, куда банк может включить подобное условие.

Отсутствие в договоре указаний относительно возможного изменения его условий не является для банка законным основанием для поднятия ставки. Это предусматривает статья 16 закона №2300-1 «О защите прав потребителей «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя».

А вот упоминание в договоре «плавающей» ставки, которая может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка, наоборот, является полным соблюдением 29-ой статьи, т. к. ставка изначально не являлась фиксированной, что обуславливает ее повышение или сокращение в любой момент и любое количество раз в зависимости от условий договора.

 Но это, опять же, должно быть отражено в договоре. Менять ставку по уже заключенным договорам, в которых нет подобных оговорок, незаконно.

Инвестиции

Вопрос: 
Может ли инвестор получить компенсацию из областного бюджета на строительство объектов инженерной инфраструктуры?
 Ответ:

 Субсидии на возмещения затрат на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры предоставляются из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы, в рамках Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области».

Данные субсидии могут быть направлены на компенсацию затрат на строительство следующих объектов:

- объекты водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (внеплощадочные инженерные коммуникации);

- подъездные дороги до границы территории размещения производственного комплекса (внеплощадочные автомобильные дороги с твердым покрытием) и производственные дороги с твердым покрытием в границах территории размещения производственного комплекса (протяженностью не более 5 км), обеспечивающие связь с внутрихозяйственной дорогой, расположенной за пределами ограждения площадок животноводческого комплекса;

- подъездные железнодорожные пути до границы территории размещения производственного комплекса.

Субсидии предоставляются в размере 100 процентов от проектно-сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, но не более 10 млн. рублей за 1 км построенной (реконструированной) автомобильной дороги с твердым покрытием при предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на строительство (реконструкцию) подъездных дорог до границы территории размещения производственного комплекса и производственных дорог в границах территории размещения производственного комплекса.

Размер субсидий не может превышать фактические расходы инвестора по строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Порядок предоставления субсидий из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, утверждается постановлением правительства Воронежской области ежегодно, в соответствии с законом об областном бюджете на текущий год и плановый период.

Вопрос:

Какие проекты могут быть реализованы на принципах государственно-частного партнерства?
Ответ:

Согласно ст. 8. Закона Воронежской области от 1 ноября 2011 года № 151-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Воронежской области» участие Воронежской области возможно в проектах государственно-частного партнерства в целях создания, реконструкции и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры, входящих в состав следующего имущества:

1) транспортной инфраструктуры и транспорта общего пользования;

2) системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилого и нежилого фонда на территории Воронежской области;

3) объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;

4) объектов государственного управления;

5) объектов безопасности и правопорядка;

6) объектов управления природными ресурсами и их использования;

7) объектов подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;

8) объектов, используемых для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;

9) объектов образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;

10) объектов, используемых для осуществления туризма, рекреации и спорта;

11) объектов производственной инфраструктуры в рамках осуществления деятельности организаций обрабатывающих производств;

12) технологических и индустриальных парков, отраслевых кластерных образований.

Вопрос:

Какие задачи призван решать региональный инвестиционный стандарт, гарантирует ли он защиту прав инвесторов?
Ответ:

Внедрение Стандарта является частью Национальной  предпринимательской инициативы  «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации».Полное название - «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата». Стандарт был разработан предпринимательским сообществом, аккумулировав в себя лучшее из практик работы с инвесторами в регионах России.  Стандарт утвержден на федеральном уровне, он включает 15 разделов и его внедрение осуществляется во всех регионах.

Упрощенно Стандарт можно представить в разбивке по следующим группам:

1-я группа разделов Стандарта определяет стратегические и тактические цели развития региона. К ним относятся, например, наличие инвестиционной стратегии региона, инвестиционной декларации региона, ежегодное послание губернатора области об инвестиционном климате и инвестиционной политике региона.

2-е направление внедрения Стандарта объединяет организационные элементы, направленные на создание условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. С этой целью в области уже создан и функционирует Совет по улучшению инвестклимата, заявку для рассмотрения на котором можно также подать по интернету, внедряется  система повышения компетенции сотрудников профильных органов госвласти и специализированных организаций.

3-я группа элементов Стандарта обеспечивает равный доступ инвесторов к информации и устранение административных барьеров. Это:

- оценка регулирующего воздействия региональных и муниципальных нормативно-правовых актов.

- система сопровождения проектов по принципу «одного окна»;

- создание каналов связи инвесторов и руководства региона;

- плана создания необходимой для инвестиционной деятельности инфраструктуры и другие.

Таким образом,  Стандарт призван  улучшить инвестиционный климат в регионах, обеспечивать гарантии защиты прав инвесторов, предоставлять информацию об инвестиционных возможностях региона в доступном и удобном виде.

   Вопрос:

   Какие формы государственной (областной) поддержки  инвестиционной деятельности?
   Ответ:

  1. Участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с законом № 67-ОЗ«О государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» от 07.07.2006 г.;
  2. Предоставление государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета. 
  3. Предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций. 
  4. Льготы по налогу на имущество организаций, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. 
  5. Софинансирование за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры. 

Универсальная электронная карта (УЭК)

Вопрос :
Каков порядок оформления отказа от использования УЭК?
 Ответ:

 На основании статьи 24 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях выпуска, выдачи и обслуживания УЭК высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации, что определено частью 3 статьи 24 Федерального закона № 210-ФЗ. Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона № 210-ФЗ выдача УЭК осуществляется уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации.

 В Воронежской области в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 04.10.2010 № 824 «Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт» уполномоченным органом по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК определен департамент экономического развития Воронежской области, уполномоченной организацией по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием УЭК – областное казенное учреждение «Агентство по инновациям и развитию» (далее- ОКУ «АИР»).

 В соответствии с пунктом 12 Порядка подачи, принятия и учета заявлений граждан об отказе от получения и использования УЭК, утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от 28.11.2012  № 148-О (далее – Порядок, Приказ) подается заявление об отказе от получения и использования универсальной электронной карты.

На основании пункта 5 Порядка гражданин вправе направить заявление посредством почтовой связи по адресу: 394018, город Воронеж, ул. Куцыгина, д. 17, получатель – ОКУ «АИР». В данном случае необходимо нотариально удостоверить подлинность подписи заявителя в заявлении и приложить:

-  копии страниц паспорта гражданина РФ с личными данными (стр.1-2) и информацией о регистрации по месту жительства;

-  копию документа о регистрации по месту пребывания на территории Воронежской области (прикладывается в случае наличия временной регистрации).

Заполненное заявление можно представить лично, обратившись по адресам:

 -    город Воронеж, АУ «МФЦ», ул. 20-летия Октября, д. 123;

 -    город Воронеж, ОАО «МИнБ», ул. Театральная, д. 20а;

 -    город Воронеж, ОАО «МИнБ», ул. Куколкина, д. 24;

 -    город Воронеж, ОАО «МИнБ», ул. Лизюкова, д. 60;

 -    Воронежская обл., г. Анна, ОАО «МИнБ», ул. Советская, д. 54;

 -    Воронежская обл., г. Бобров, ОАО «МИнБ», Краснофлотская, д. 4;

 -    Воронежская обл., г. Россошь, ОАО «МИнБ», Пролетарская, д.121.

 При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие информацию, содержащуюся в заявлении.

 Ваши персональные данные будут использованы исключительно с целью исполнения Вашего отказа от получения (оформления, выпуска) и использования УЭК. Они необходимы для недопущения возможности ошибочного исключения из списков лица, имеющего с заявителем идентичные персональные данные.

 В соответствии с частью 1 статьи 26  главы 6 Федерального закона  № 210-ФЗ, установлено, что граждане, не подавшие до 01.01.2017 заявления о выдаче им УЭК, вправе обратиться с заявлением об отказе от получения и использования УЭК до 31.12.2016. Таким образом, до 31.12.2016 УЭК без соответствующего заявления гражданина изготовлена быть не может.

 В случае изготовления УЭК за гражданином остается право отказаться от ее использования в любое время и продолжать получать государственные и муниципальные услуги на основании документов в бумажном виде в установленном порядке.

Заявление об отказе от получения и использования универсальной электронной карты (СКАЧАТЬ)