Департамент экономического развития
Воронежской области
Вопросы и ответы
Главная / Департамент / Вопросы и ответы

Экономика

Вопрос: Какое отражение находит динамика развития Воронежской области в общенациональных комплексных оценках развития регионов страны?

Ответ:

Ежегодно Министерством экономического развития Российской Федерации оценивается эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С 2012 года оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлялась по 12 показателям эффективности. Данная оценка являлась комплексной и проводилась с учетом уровня и динамики развития за три предыдущих года по интегральным показателям, отражающим уровень развития экономики, социальной сферы, повышение инвестиционной активности, рост качества жизни граждан. По результатам данной оценки Воронежская область последние годы стабильно занимала лидирующие позиции среди субъектов РФ (по итогам 2016 года – 5 место, по итогам 2015 года – 1 место). При этом необходимо отметить, что значимость данной оценки заключается не столько в наших рейтинговых позициях, сколько в том, что в ходе оценки  выявляются наиболее проблемные сферы, требующие приоритетного внимания и принятия своевременных управленческих решений.

Данная оценка эффективности направлена на отражение характеристики конечных результатов в ключевых сферах деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий для сбалансированного социально-экономического развития соответствующих территорий, в том числе как основной критерий уровня гражданской поддержки и одобрения данной деятельности.

При этом важно, что Воронежская область обеспечивает  лидерство по ключевым показателям экономического развития, являющимися основой для дальнейшего развития экономики региона и повышения качества жизни его жителей. Так, Воронежская область  входит в число крупнейших региональных экономик с ростом инвестиций, значительно превышающим среднероссийский. На основе опережающего роста экономики обеспечен  ежегодный рост собственных доходов регионального бюджета с темпами, превышающими общероссийскую динамику. Воронежская область обеспечивает  лидирующие позиции по таким важным показателям уровня жизни населения, как реальные денежные доходы населения и уровень безработицы.

Начиная с 2018 года оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет производиться согласно Указу Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации».

Новая система оценки включает 24 показателя эффективности в сферах экономики, малого и среднего предпринимательства, труда и занятости населения, доходов населения, демографии и здравоохранения, обеспечения граждан жильем, ЖКХ, обеспечения безопасности граждан, борьбы с коррупцией. В систему оценки включены социологические показатели, характеризующие удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ, услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, условиями для самореализации, в том числе для самореализации детей.

Деятельность страховых компаний

Вопрос :Страховая компания нарушает мои права. Не могу оформить и получить полис ОСАГО. Что делать?

Ответ:

Вопросы контроля и надзора в сфере страховой деятельности федеральным законодательством отнесены к компетенции Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).

Таким образом, при возникновении у граждан вопросов, связанных с нарушением страховыми компаниями действующего законодательства, граждане вправе обратиться по компетенции в адрес департамента страхового рынка Банка России по почте       (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12), направить письменное обращение по факсу  (495) 621-64-65,(495) 621-62-88 или через Интернет-приемную (сайт: www.cbr.ru). Как правило, применение в отношении страховой компании мер страхового надзора возможно лишь в случае документального подтверждения факта отказа страховой компанией предоставления потребителю соответствующих услуг.

Кроме того, если страховая организация нарушает права граждан и не выполняет свои обязательства, предусмотренные публичным договором, граждане вправе обратиться в суд (п.4 ст.445 ГК РФ, ст.35 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст.11 ГК РФ).

Вклады и компенсации по вкладам

Вопрос: Помогите получить вклад и компенсацию по вкладу, открытому 1980-1990 гг. в Сбербанке.

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения во вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 г. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение сумм компенсации, виды компенсационных выплат и их размер ежегодно утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, а правила проведения компенсации – постановлением Правительства Российской Федерации по данному вопросу. По всем возникающим вопросам, касающимся получения вклада и компенсации по вкладу, необходимо устно или письменно обращаться в любое структурное подразделение Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России».

Платежи по кредиту

Вопрос: В связи с тяжелым материальным положением не могу осуществлять платежи по кредиту. Помогите решить проблему c Банком.

Ответ:

В соответствии со статьей 9 Федерального Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций.

Порядок предоставления гражданам различных видов кредитов (займов), уплаты процентов, погашения основного долга находятся исключительно в компетенции кредитных организаций и определяются каждой кредитной организацией самостоятельно на общих условиях срочности, возвратности, обеспеченности, целевого использования.

Гражданским законодательством определено, что обязательства, принятые на себя сторонами по договору, должны исполняться надлежащим образом, при этом изменение условий договора возможно по соглашению сторон.

Граждане при условии наличия споров и разногласий, по которым не могут достигнуть договоренности с кредитной организацией, в соответствии с действующим законодательством вправе:

- обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке взыскания задолженности, указав на свое тяжелое имущественное положение (в том числе временное), с приложением соответствующих доказательств (в том числе расчета своих доходов и расходов на содержание себя и нетрудоспособных членов своей семьи и пр.);

- в соответствии со статьей 333 Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с ходатайством о снижении размера взыскиваемой пени за неуплату кредита и процентов по кредиту в связи с тяжелым материальным положением (приложением соответствующих доказательств).

В Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк предусмотрено предоставление потребительского кредита на рефинансирование, то есть в целях погашения задолженности по кредитам, взятым в других коммерческих банках.  Банк при рассмотрении заявки о предоставлении гражданину кредита изучает финансовое положение, залоговые возможности и иные существенные аспекты, важные при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита. Граждане вправе обратиться в любое структурное подразделение ПАО Сбербанк для получения информации об условиях получения данного вида кредита.

Налогообложение и налоги

Вопрос:Когда в Воронежской области запланирован переход на исчисление налога на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объектов?

Ответ:

Федеральным законом от 4.10.2014 № 284-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 32 «Налог на имущество физических лиц», где определено, что налоговой базой для исчисления налога является кадастровая стоимость объекта налогообложения и признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

С целью смягчения социальных последствий для граждан и обеспечения доходной части бюджетов муниципалитетов Законом установлен пятилетний переходный период до 1 января 2020 года, в течение которого исчисление налога будет осуществляться с учетом понижающих коэффициентов.

Законом Воронежской области от 19.06.2015 № 105-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что 1 января 2016 года на территории Воронежской области для исчисления налога на имущество физических лиц применяется кадастровая стоимость объектов налогообложения.

Вопрос: Предусмотрены ли в Воронежской области, какие либо льготы по уплате транспортного налога для многодетных семей?

Ответ:

Законом Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» освобождается от уплаты транспортного налога один из родителей (законных представителей) в семье, воспитывающей пять и более несовершеннолетних детей, на которого в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.

Налоговые льготы предоставляются в отношении одного транспортного средства на усмотрение владельца.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Вопрос: В отношении каких видов экономической деятельности снижена ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?

Ответ:

В соответствии с законом Воронежской области от 05.04.2011 № 26-ОЗ «Об установлении ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков» установлены следующие налоговые ставки:

1) в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих виды деятельности в соответствии со следующими разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

- раздел C «Обрабатывающие производства», кроме класса 19 «Производство кокса и нефтепродуктов», класса 20 «Производство химических веществ и химических продуктов»;

- раздел D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха»;

- раздел E «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» (классы 37, 38, 39);

- раздел M «Деятельность профессиональная, научная и техническая» (класс 72);

2) в размере 4 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и осуществляющих виды деятельности в соответствии со следующими разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

- раздел C «Обрабатывающие производства» (подклассы 10.1, 10.3; группы 10.51, 10.71, 13.91, 14.12, 14.13; подгруппы 10.41.1, 10.41.2, 13.99.1, 32.99.8);

- раздел M «Деятельность профессиональная, научная и техническая» (класс 72);

- раздел Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (подклассы 87.9, 88.1, 88.9);

- раздел S «Предоставление прочих видов услуг» (класс 95; группа 96.01);

3) в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления положений настоящего закона в силу, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в соответствии со следующими разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

- раздел C «Обрабатывающие производства» (подклассы 10.1, 10.3; группы 10.51, 10.71, 13.91, 14.12, 14.13; подгруппы 10.41.1, 10.41.2, 13.99.1, 32.99.8);

- раздел M «Деятельность профессиональная, научная и техническая» (класс 72);

- раздел Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (подклассы 87.9, 88.1, 88.9);

- раздел S «Предоставление прочих видов услуг» (класс 95; группа 96.01)

Вопрос: Получил налоговое уведомление по земельному налогу за 2016 год в 2017 году. В этом же уведомлении исчислен налог за 2014-2015 годы. Правомерно ли это?

Ответ:

Да, правомерно. Статьей 397  Налогового кодекса предусмотрено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Следует учитывать, что аналогичные сроки взыскания налога установлены и для других имущественных налогов с физических лиц (транспортный налог, налог на имущество физических лиц).

Вопрос: Какие льготы предусмотрены по земельному налогу для граждан (физических лиц)?

Ответ:

Для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации полных кавалеров ордена Славы, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов с детства, лиц, которые имеют I группу инвалидности и II  группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база  по налогу на землю уменьшается на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей  на одного налогоплательщика.

Ипотека

Вопрос: Какая форма государственной поддержки существует в Воронежской области в части ипотечного кредитования? Кто имеет право на  получение такой поддержки и каков ее размер?

Ответ:

На сегодняшний день одним из наиболее реальных способов решить свою жилищную проблему является использование собственных средств и средств, привлечённых за счёт ипотечного жилищного кредитования.  Для повышения доступности жилья и поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, создана государственная программа Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», утверждена постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2015 г. № 834. В рамках основного мероприятия 1.5. «Оказание государственной (областной) поддержки гражданам в сфере жилищного ипотечного кредитования», подпрограммы 1. «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» данной государственной программы осуществляется субсидирование отдельных категорий граждан на оплату части первоначального взноса за приобретаемое жилье либо на оплату части основного долга по ипотечному кредиту.

Право на получение субсидии по ипотечному жилищному кредитованию по программе имеют отдельные категории граждан, к которым относятся молодые и многодетные семьи, работники бюджетной сферы, семьи, имеющие ребенка инвалида или усыновившие ребенка.

Основным и обязательным условием получения субсидии по государственной программе является нуждаемость в улучшении жилищных условий. К ней относится отсутствие необходимой  для проживания площади, либо ее наличие менее учетной нормы.

Дополнительным требованием является постоянное проживание на территории Воронежской области более 1 года, возраст до 35 лет, а также наличие стажа работы в соответствии с полученной квалификацией.

Стоит учесть, что за счет средств областного бюджета субсидия молодой семье на приобретение квартиры предоставляется только один раз.

Размер субсидии при ипотечном кредитовании зависит от количества детей в семье заявителя. Для семей-претендентов с одним ребенком размер такой выплаты  составит от 20 до 30%. Для многодетных семей и семей с двумя детьми процент субсидирования увеличивается до 40%.»

Вопрос: Может ли банк в одностороннем порядке изменять процентную ставку  ипотеке?

Ответ:

Возможность со стороны банка изменить процентную ставку по ипотечному кредиту определяется  кредитным договором, а точнее условиями, которые прописаны в нём. Все изменения процентных ставок должны быть изначально зафиксированы  в кредитном договоре:  в зависимости от конкретно указанных обстоятельств банк оставляет за собой право изменить процентную ставку при наличии в договоре такой возможности.

Таким образом, банк  имеет право изменить процентную ставку в случаях, если в кредитном договоре есть пункт, предполагающий возможность повышения процентной ставки, или в кредитном договоре предусмотрена нефиксированная (плавающая) процентная ставка.

В статье 29 ФЗ № 395-1 "О Банках и банковской деятельности" указано, что кредитная организация не имеет право в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и порядок их определения за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договоренности с клиентом. Договоренность с клиентом - это и есть кредитный договор, куда банк может включить подобное условие.

Отсутствие в договоре указаний относительно возможного изменения его условий не является для банка законным основанием для поднятия ставки. Это предусматривает статья 16 закона №2300-1 «О защите прав потребителей «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя».

А вот упоминание в договоре «плавающей» ставки, которая может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка, наоборот, является полным соблюдением 29-ой статьи, т. к. ставка изначально не являлась фиксированной, что обуславливает ее повышение или сокращение в любой момент и любое количество раз в зависимости от условий договора.

Но это, опять же, должно быть отражено в договоре. Менять ставку по уже заключенным договорам, в которых нет подобных оговорок, незаконно.

Инвестиции

Вопрос: Может ли инвестор получить компенсацию из областного бюджета на строительство объектов инженерной инфраструктуры?

Ответ:

Субсидии на возмещения затрат на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры предоставляются из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы, в рамках Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области».

Данные субсидии могут быть направлены на компенсацию затрат на строительство следующих объектов:

- объекты водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (внеплощадочные инженерные коммуникации);

- подъездные дороги до границы территории размещения производственного комплекса (внеплощадочные автомобильные дороги с твердым покрытием) и производственные дороги с твердым покрытием в границах территории размещения производственного комплекса (протяженностью не более 5 км), обеспечивающие связь с внутрихозяйственной дорогой, расположенной за пределами ограждения площадок животноводческого комплекса;

- подъездные железнодорожные пути до границы территории размещения производственного комплекса.

Субсидии предоставляются в размере 100 процентов от проектно-сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, но не более 10 млн. рублей за 1 км построенной (реконструированной) автомобильной дороги с твердым покрытием при предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на строительство (реконструкцию) подъездных дорог до границы территории размещения производственного комплекса и производственных дорог в границах территории размещения производственного комплекса.

Размер субсидий не может превышать фактические расходы инвестора по строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Порядок предоставления субсидий из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, утверждается постановлением правительства Воронежской области ежегодно, в соответствии с законом об областном бюджете на текущий год и плановый период.

Вопрос: Какие проекты могут быть реализованы на принципах государственно-частного партнерства?

Ответ:

Согласно ст. 8. Закона Воронежской области от 1 ноября 2011 года № 151-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Воронежской области» участие Воронежской области возможно в проектах государственно-частного партнерства в целях создания, реконструкции и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры, входящих в состав следующего имущества:

1) транспортной инфраструктуры и транспорта общего пользования;

2) системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилого и нежилого фонда на территории Воронежской области;

3) объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;

4) объектов государственного управления;

5) объектов безопасности и правопорядка;

6) объектов управления природными ресурсами и их использования;

7) объектов подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;

8) объектов, используемых для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;

9) объектов образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;

10) объектов, используемых для осуществления туризма, рекреации и спорта;

11) объектов производственной инфраструктуры в рамках осуществления деятельности организаций обрабатывающих производств;

12) технологических и индустриальных парков, отраслевых кластерных образований.

Вопрос: Какие задачи призван решать региональный инвестиционный стандарт, гарантирует ли он защиту прав инвесторов?

Ответ:

Внедрение Стандарта является частью Национальной  предпринимательской инициативы  «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации».Полное название - «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата». Стандарт был разработан предпринимательским сообществом, аккумулировав в себя лучшее из практик работы с инвесторами в регионах России.  Стандарт утвержден на федеральном уровне, он включает 15 разделов и его внедрение осуществляется во всех регионах.

Упрощенно Стандарт можно представить в разбивке по следующим группам:

1-я группа разделов Стандарта определяет стратегические и тактические цели развития региона. К ним относятся, например, наличие инвестиционной стратегии региона, инвестиционной декларации региона, ежегодное послание губернатора области об инвестиционном климате и инвестиционной политике региона.

2-е направление внедрения Стандарта объединяет организационные элементы, направленные на создание условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. С этой целью в области уже создан и функционирует Совет по улучшению инвестклимата, заявку для рассмотрения на котором можно также подать по интернету, внедряется  система повышения компетенции сотрудников профильных органов госвласти и специализированных организаций.

3-я группа элементов Стандарта обеспечивает равный доступ инвесторов к информации и устранение административных барьеров. Это:

- оценка регулирующего воздействия региональных и муниципальных нормативно-правовых актов.

- система сопровождения проектов по принципу «одного окна»;

- создание каналов связи инвесторов и руководства региона;

- плана создания необходимой для инвестиционной деятельности инфраструктуры и другие.

Таким образом,  Стандарт призван  улучшить инвестиционный климат в регионах, обеспечивать гарантии защиты прав инвесторов, предоставлять информацию об инвестиционных возможностях региона в доступном и удобном виде.

Вопрос: Какие формы государственной (областной) поддержки  инвестиционной деятельности?

Ответ:

1. Участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с законом № 67-ОЗ«О государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» от 07.07.2006 г.;

2. Предоставление государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета.

3. Предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций.

4. Льготы по налогу на имущество организаций, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. 

5. Софинансирование за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.